Важнейшей стадией внедрения и реализации научных исследований в рамках пакетированных НИР являются социальные и культурные проекты, направленные как на укрепление определенных социокультурных ценностей и норм, так и на создание и продвижение новых – революционных и новаторских.
Разрывы между фундаментальными и прикладными исследованиями, а также сферой проектирования, университетским образованием и профессиональной подготовкой в отраслевых ведомственных институтах приобретают все более драматический характер и приводят к формированию своеобразных каст и замкнутых территориальных сообществ:
☻ академическая наука получает индульгенцию на «поиски истины», то есть на проведение никому ненужных работ за очень скромные деньги;
☻ отраслевая наука превращается в инженерный и бюрократический придаток своих министерств и ведомств;
☻ проектирование, организованное по большей части также отраслевым образом, имеет лишь формально научное обеспечение, а потому здесь явно преобладает прототипическое проектирование по имеющимся образцам, нередко зарубежным;
☻ университетское образование концентрируется на самовоспроизводстве, создании «школ» (явление инбридинга);
☻ отраслевая профессиональная подготовка в ведомственных вузах лишь в самой незначительной степени оказывается обеспокоенной развитием профессий, сосредоточив свои усилия на подготовку профессиональных кадров под уже имеющийся набор специальностей.
Многие проблемы, особенно связанные с внедрением, модернизацией, инновациями, в целом с прогрессом, могут быть решены введением явно недостающего звена в позиционной картине науки и культуры.
Важнейшие творческие позиции в культуре и науке занимают:
☻ творцы (в науке – исследователи), являющиеся по существу культурбрехерами, то есть нарушителями и разрушителями культурных норм, без чего творчество, в том числе и научное, невозможно и вырождается в ремесленничество и бесконечные повторения уже пройденного пути;
☻ продюсеры или культурмахеры, например, в США научные продюсеры и есть стратегические исследователи;
☻ культурологи (в науке – методологи науки) – культурхаберы и культуртрегеры;
☻ охранители культуры и науки, экологи науки и культуры, культуркиперы.
Утверждается, что именно отсутствие или почти полное отсутствие продюсеров, особенно научных продюсеров, является ключевой проблемой отечественного общества в настоящее время.
Это утверждение требует пояснений и обоснований.
Процесс социокультурного воспроизводства (социокультурной трансляции) предполагает смену научных парадигм и культурных стилей, течений, направлений: