Чтобы человечество развивалось в правильном направлении, ученые должны стать немного эзотериками, а эзотерики — немного учеными...
Институт научного продвижения ИНАП
духовная наука
разработка новых онтологий
создание новых гипотез и теорий
перспективные исследования
актуальные исследования
образовательные проекты
новая парадигма науки
поддержка ученых
благотворительность
методология продюсирования исследований
подготовка научных продюсеров
тренинги и мастерклассы
публичные лекции и семинары
издание научных трудов
популяризация науки

Метафора

как универсальный способ познания мира и творчества

В предстоящем исследовании предлагается посмотреть на метафору не как на художественный прием или троп, но как на инструмент познания мира, самопознания и творчества.


Метафора – универсальное средство интеграции науки и искусства, мифа и разума. Практический способ преодоления дихотомии: наука или искусство, пресловутого разделения на «физиков и лириков», точных наук и вольного поэтического бреда.

Гипотеза

В исследовании предлагается посмотреть на метафору не как на художественный прием, троп, но как на инструмент познания.

Метафора – универсальный инструмент для познания мира, самопознания и творчества, а также средство интеграции науки и искусства, мифа и разума. Практический способ преодоления дихотомии: наука или искусство, пресловутого разделения на «физиков и лириков», точных наук и вольного поэтического бреда.

Метафорический образ мышления – это практика духовной жизни по образу и подобию Божию, что делает нас сопричастными Творцу, так как в основе метафоры всегда лежит открытие, новизна, удивление, обновление привычно-обыденного взгляда на мир.

Метафора лежит в основе мифов, мифотворчества: как в прошлом, в эпоху космогонических мифов, так и в настоящем. Миф – жизненное условие всякой культуры.


Новый непредвзятый взгляд на окружающий мир также необходим и в научном знании, в познании привычных явлений и дерзость первооткрывателя: а возможно ли по-другому? «И все-таки она вертится!»


Новизна предлагаемого исследования в том, что анализ явления «метафора, метафорическое мышление» совершается на пересечении таких областей человеческого знания и бытия как философия, экзистенциальная психология, творчество, литературное творчество, информационная пространство, средства массовой коммуникации, реклама, коммуникационные технологии, массовое сознание, социальная антропология.


Наша речь необычайно разнообразна во всех ее проявлениях, и любая попытка классифицировать весь арсенал речевых высказываний, которые мы используем в повседневной жизни, скорее всего, обречена на неудачу.

Аннотация

Во времена разлома эпох и пересмотра глобальных концепций (концепций глобального мира) и ценностей важно найти точку опоры в том, что объединяет духовное и материальное, божественное и человеческое, сакральное и профаническое, научное и мифологическое. Творчество в широком понимании, основой которого является метафорический, т.е. обновляющий взгляд на мир, может и должно стать тем третьим, синтезирующим и интегрирующим, объединяющим в сотворчестве процессом.

В сотворчестве – сила единения как с Творцом, так и с людьми.

В творческом, созидательном процессе нет места конкуренции, имеется в виду именно сам процесс, а не то, что происходит после него. Представьте, что вы лепите снеговика, если вы будете соревноваться, а не ваять – он просто не получится и развалится на самой первой стадии. То же самое – в любом созидательном процессе, как только начинается игра в «царя горы» – творчество заканчивается. Если не найти баланс эго и сверхзадачи создать новое, то ничего и не создастся. К сожалению, подобное происходит не только в баснях Крылова, но сплошь и рядом в реальной жизни.


Сотворчество вместо конкуренции – это вектор развития нового времени.


Наша речь необычайно разнообразна во всех ее проявлениях, и любая попытка классифицировать весь арсенал речевых высказываний, которые мы используем в повседневной жизни, скорее всего, обречена на неудачу.

Структура исследования

Препозиция. Краткий экскурс.
1. Миф, мифология, мифотворчество:
  • Космогонические мифы как ответ на вопрос: кто мы, откуда взялись.
  • Миф в эпоху Просвещения как ответ на вопрос: научное – не научное. Миф – отрицательная коннотация, наука же – двигатель Прогресса.
  • Мифология модернизма и постмодернизма. Кто мы, откуда, а также важный вопрос для переходных эпох: «Куда мы идем?»
2. Мифы, в которых мы живем.
  • Метафора – как основной инструмент мифотворчества.
  • Типология метафоры: абсолютные, базисные, универсальные.
  • Меняется мир, меняется контекст и метафоры.
  • Метафора как индикатор меняющегося мира.
3. Проблематика предстоящего исследования.
  • Междисциплинарный характер исследования: на пересечении философии, психологии, творчества, коммуникационных технологий, социальной антропологии.
  • Науки и искусства. Науки и образования, просвещения.
4. Понятие метафоры как способа реализации экзистенции.
  • Метафора как способ назвать невидимое, но чувствуемое.
5. Метафора как инструмент познания и самопознания.
  • Метафора в науке как способ назвать новое, которого раньше не было или оно было не известно.
6. Метафора как объект познания.
  • Метафоры, в которых мы живем.
  • Метафоры, в которых мы познаем – наука.
  • Метафоры, в которых мы распознаем – психология.
  • Метафоры, в которых мы создаем – творчество.
7. Энергетический заряд метафоры, ее сила, «квантовый скачок» мыслительного и творческого процесса.
8. Обновление, оживление застывших метафор – активация творческого потенциала, развитие образного мышления.
9. Метафора как магический инструмент. Использование в обрядах, в ритуальных практиках. Архетипические корни метафоры.
10. Мифы и метафоры нового времени: герои, атрибутика, контекст.
11. Новое информационное пространство: возможности и угрозы.
  • Глобальная метафора – «всемирная паутина».
  • Размытые границы – все творцы.
  • Продуцирование контента «с колес» – реакция на события вместо обдумывания. Анонимность. Недостоверность. Фейки.
  • Уровень общей информационной безответственности требует повышения персональной осознанности.
12. Массовое сознание – феномен массовой культуры: поп-культура, субкультуры, реклама, продуцирование «суррогатных» ценностей
13. Феномен социальных сетей: редуцированное общение, клиповое мышление, текст сведен до минимума.
14. Мем как носитель информации и социальное явление. Мем как артефакт культуры. Жизнь мема вне контекстной среды.
15. Нарративы, мета-послания, метафоры нашего времени. Как человеку в этом контексте оставаться человеком и реализовывать свою экзистенцию.
16. Творчество и сотворчество – универсальная практика Бытия человеком во все времена. Сотворчество вместо конкурентной борьбы. Новое прочтение мифа о Вавилонской башне.
17. Рецензия.
18. Библиография и другие информационные источники.

Автор концепции

Надежда Смагина автор концепции НИР " Метафора как универсальный способ познания мира и творчества"

Надежда Васильевна Смагина


• Филолог – любит слово во всех его проявлениях.

• Культуролог – исследователь и практик: автор и организатор социокультурных проектов.

• Эксперт в области маркетинговых коммуникаций.

• Журналист.

Семинары

ИНАП открывает цикл семинаров по теме «Метафора как универсальный способ познания мира и творчества». Это наиболее эффективный способ решения актуальных научных проблем, возникающих в ходе выполнения НИР.

Подключайтесь к нашим семинарам и вы не только всегда будете в курсе происходящего, но и сможете деятельно участвовать в развитии исследования.

Предстоящие

Прошедшие
материалы доступны для чтения и скачивания

Материалы и публикации по НИР

научный задел, статьи, очерки, отчеты, посты, эссе, монографии